Главная      Детям      Развитие детей      Своими руками      Беременность и роды      Родителям      Воспитателям



Главная Развитие детей Развитие до рождения
Музыкальное развитие ребенка до рождения

В наши дни всё более популярным становится пренатальное воспитание: развивать и обучать ребёнка начинают ещё до его рождения. Так, беременные женщины прикладывают к своим животам наушники, в которых звучит музыка Моцарта. Считается, что это способствует раннему развитию интеллекта младенца и прививает ему тягу к прекрасному. Долгое время вопрос о том, может ли маленький человечек в мамином животе слышать «наружные» звуки, оставался скорее философским, чем научным, поскольку решить его точными методами не представлялось возможным. Что же известно современной науке о слуховых способностях эмбрионов и влиянии звуков на их развитие?

Эмбрион, эмбрион, как слышите? Прием!
Современная эмбриология утверждает, что с седьмой недели начинает формироваться евстахиева труба, а на девятой неделе у эмбриона уже сформировано наружное ухо — его можно увидеть во время ультразвукового исследования (УЗИ). Но косточки в среднем ухе начинают окостеневать только с восемнадцатой недели. Полностью ухо формируется примерно к двадцать четвёртой неделе.

Плод находится в водном окружении, к тому же внутри материнского тела. Такое окружение играет роль фильтра низких частот, то есть системы, успешно пропускающей низкие частоты и приглушающей высокие. Вспомните, в каком виде до нас долетает громкая музыка, которую включил сосед — сплошные басы, звук оглушается. Примерно так же слышит музыку плод, только к музыке ещё прибавляется многочисленные «внутренние» звуки — стук сердца матери, урчание её пищеварительного тракта, приглушенный голос, звуки её дыхания и движений.

В настоящее время учёные точно знают, что на девятнадцатой неделе плод уже слышит звуки частотой 100–3000 Гц (по другим источникам 300–2000 Гц). Первые «ответы» на звуковые сигналы были получены на двадцать третьей неделе — младенцы начинают реагировать на стимулы частотой 500 Гц, на двадцать седьмой неделе — 100–500 Гц, на тридцать первой неделе развития — 100–3000 Гц. Если вместо одиночных импульсов частотой 80–2000 Гц запускают серию из десяти импульсов, продолжительность которых составляет две секунды, то уже на двадцатой неделе возможно наблюдать реакцию плода — он начинает двигаться интенсивнее.

Развивать «музыкальный вкус» плода можно несколькими способами, например, прикладывать наушники к животу. Или же будущая мама сама должна слушать музыку. Однако в обоих случаях плод воспринимает звуки совсем не так, как его мама. Фото: Creative Comons license: Yogi
Чтобы убедиться, что плод способен воспринимать звуки и реагировать на них, изучают различные показатели. Например, используют прибор, позволяющий записать электроэнцефалограмму маленького слушателя. С помощью ультразвукового исследования следят за движениями тела, головы, рук и ног. Также подсчитывают частоту сердечных сокращений и снимают электрокардиограмму.

Группа профессора Джеймса (David Keith James) из Королевского медицинского центра при Ноттингемском университете (University of Nottingham Queen’s Medical Centre) продемонстрировала, что при проигрывании песен Глена Миллера (Alton Glenn Miller, 1904–1944) у плода в последний триместр беременности увеличивалась частота сокращений сердца и количество движений.

Аналогичные результаты получили канадские ученые из Королевского университета (Queen’s University) и больницы города Кингстон Kingston General Hospital при проигрывании эмбрионам колыбельной Иоганнеса Брамса. Педиатр из Университета Аляски (University of Alaska) Уильям Залленбах (William B. Sallenbach, Ph.D.) отмечает, что в последний триместр беременности плод способен танцевать — ритмично двигать руками и туловищем, вращаться в такт музыке.

Младенец не только слышит, он запоминает звуки: у плода существует краткосрочная память; при повторении одного и того же стимула ребенок начинает реагировать на него более вяло. Также имеются доказательства существования долгосрочной памяти, сохраняющей информацию и после рождения. Поэтому сейчас модно употреблять термины «пренатальное развитие» и «пренатальное обучение» — полагают, что опыт пренатальных звуков может влиять на звуковые предпочтения ребенка после рождения, а также на его развитие.

Во многих экспериментах используют следующую схему. Новорожденных обучают, что если они будут «высасывать» определенный ритм, то будут слышать голос матери. Если они сосут в другом ритме, им дают прослушивать голоса других людей и песни. В подобных исследованиях множество раз было продемонстрировано, что новорожденные очень быстро обучаются «высасывать» нужный ритм, чтобы слышать предпочтительные звуки — голос матери. Значит, новорожденные узнают этот голос — голос, который они слышали ещё до рождения.

Также неоднократно было показано, что звуковые последовательности, с которыми ребенка познакомили до рождения, у новорожденного улучшают сосание и помогают его убаюкать. Шейла Вудвард (Sheila Woodward), сотрудник Университета Южной Калифорнии (University of Southern California), также наблюдала улучшение сосания при проигрывании знакомой для ребенка с «до-рожденческих времен» музыки.

Упомянутый выше Уильям Залленбах сравнил две группы новорожденных — с одними мамы только разговаривали, с другими разговаривали и давали слушать музыку. В первой группе было 58% новорожденных с «позитивным поведением» — тех, которые не плакали без причины, сравнительно легко успокаивались, хорошо ели. Во второй группе таких детей оказалось 90%.


Поделиться ссылкой
Добавить в Twitter



Комментарии
Виктория 2015-07-20 19:07:23
Я считаю, что развивать малышей нужно с самого рождения! Ведь несмотря на то, что детишки еще совсем крохотные, они уже слышат звуки, могут рассматривать картинки… Поэтому им нужно включать музыку, подвешивать на расстоянии 20-30 см от глаз яркие игрушки или ставить книжки с крупными картинками. Своим деткам я с рождения включала музыку на мобиле, когда они засыпали.
Ответить

Добавить комментарий
Текст:


Ваше имя:


E-mail (необязательно):


Антиспам: (Первый символ не вводите)
Например: Если на картинке KJ49M, то вводим J49M


Поиск по сайту
Актуальные темы 
Скоро праздник 
Готовимся к празднику 
Библиотека 
Полезные советы 
Для хорошего развития тазобедренных суставов ребёнка лучше носить с расставленными ножками на бедре, лицом к маме.

  Главная      Новое на сайте
  Развивающие игрушки своими руками     Материнский капитал    Календарь беременности     Грудное вскармливание    Прививки    Детские стихи    Детские загадки    Пальчиковые игры    Сказки на ночь    Колыбельные    Игры    Поделки с детьми    Занимательные уроки
При использовании материалов сайта прямая ссылка на сайт www.moi-detki.ru обязательна. E-mail: admin@moi-detki.ru
"Мои детки" - это детский сайт для детей, а также портал для родителей и будущих мам и пап.