1. Озаглавливание текста.
2. Словарная работа. Прочтение слов и подробное разъяснение их лексического значения.
3. Определение основной темы текста, а также его главной мысли.
4. Деление текста на логические части и составление его плана.
5. Подбор подходящих иллюстраций к тексту.
6. Определение типа исследуемого текста.
7. Определение содержания текста исходя из иллюстрации.
8. Составление диафильма. Тренер делит текст на части и распределяет их между учениками. Учащийся читает свою часть текста, рисует к нему иллюстрацию и составляет краткую подпись. Все рисунки соединяются друг с другом и затем используются для пересказа текста в кратком изложении.
9. Работа по вопросам тренера. Учащегося или учебника.
10. Выборочное чтение. Требуется найти в тексте описание природы, конкретного героя и т.д.
11. Чтение в целях подготовки к дальнейшему пересказу.
12. Восстановление текста в его логической последовательности. Выбираются статьи из газет или журналов, затем их разрезают на части, перемешивают и дают учащемуся в конверте.
13. «Пропущенное слово». Тренер читает текст, пропуская при этом одно слово. От учеников требуется вставить в это место текста слово, которое будет подходить по смыслу.
14. Восстановление текста. На листочке бумаги крупными буквами пишется короткий текст, который разрезается на мелкие части. Затем назначается команда из 2-3 учеников, которой поручается восстановить исходный текст. Усложненные варианты упражнения – в конверт добавляют кусочки из других текстов, или смешивают в нем 2-3 разные статьи.
15. Распространение предложений. В 1-2 классах это упражнение выполняется по вопросам педагога, в 3-4 классах – самостоятельно.
16. Составление кроссвордов к выбранному тексту.
17. Фантограммы. Упражнение выполняется в 2 вариациях:
• Фантазии учащихся по поводу изменения содержания какого-то хорошо знакомого текста при замене одного условия (например, времени года, героя, места действия и т.д.);
• Ученикам выдаются листки, на которых написано начало рассказа в виде 2-3 предложений. Каждый учащийся составляет свое продолжение рассказа. После этого все работы зачитываются, и определяется самый лучший рассказ.
18. Викторины по нескольким маленьким текстам или одному большому произведению.
19. Составление загадок к отдельным словам из текста.
20. Небольшие сочинения для анализа поступка или характера героя.
21. Подбор поговорок и пословиц, которые раскрывают главную тему текста.
22. Составление ребусов к словам изучаемого текста.
При использовании материалов сайта прямая ссылка на сайт www.moi-detki.ru обязательна. E-mail: admin@moi-detki.ru "Мои детки" - это детский сайт для детей, а также портал для родителей и будущих мам и пап.